Уже пятый год мы делаем свой авторский краткий перевод ежегодного отчёта от LogoLounge о трендах в области дизайна логотипов. В этом году наши коллеги собрали юбилейный выпуск – 20‑й. Возьмём на себя смелось сократить вступление Билла Гарднера всего лишь до одной фразы: «Только когда вы поймёте тенденции…, вы сможете превзойти их». И … начнём!
Логотип пивоваренной компании Bass Ale был первым зарегистрированным товарным знаком с красным треугольником. Это один из ключевых моментов в области логотипостроения, но на тот момент из ряда вон выходящий, поскольку треугольник всегда был чем-то вроде «необычной» формы для логотипов.
Форма крепкая, острая ассоциируется с доходом, символизирует преемственность рода, устойчива только стоя на основании на горизонтальной плоскости. Как и все простые фигуры, наполнена богатым и разнообразным символизмом — в зависимости от того, как разместить её в пространстве. При объединении пары треугольников вершина к вершине, как видно из примеров, создаётся ощущение стабильности компании — такой смысл, вероятнее всего, и вкладывали авторы в свою работу.
С точки зрения контура, символизм треугольника связан с идеей бесконечности, непрерывности или лемнискаты (вспоминаем высшую математику). Пара простых форм создаёт устойчивую основу, а в слиянии двух элементов происходит волшебное усиление всех качеств монофигуры в дизайне логотипа компании. В таком дуэте два объекта взаимно обогащают друг друга или один из них делится своими преимуществами с другим, рождая новые смыслы и символы. Обратите внимание: размещение треугольников по горизонтали – это знак бесконечности, а по вертикали – «песочные часы» – намёк на то, что все конечно, и время чего бы то ни было тоже подойдёт к концу. Какая колоссальная разница от одного поворота на 90 градусов!
Что в этой капле? Это одна капля воды? Крови? Масла, ванили, лекарства?..
И хотя в одной унции жидкости целых 480 капель, одна капля детской слезы может разбить родительское сердце. Все примеры в этом разделе показывают, насколько мощной и глубокой может стать эта идея, если вокруг неё создать подходящую концепцию бренда. Нет абсолютно ничего нового в использовании изображения одной, двух или более капель в дизайне логотипа компании. Это один из самых простых способов показать жидкость или воду, и он часто используется в темах, связанных с экологией и природными ресурсами. Но отчёт этого года показал, что дизайнеры по-другому видят символизм этой единственной капли в логотипе бренда.
В данной подборке капля выглядит как нёбный язычок в горле. Во всех примерах одной-единственной капле уделяется большое внимание, она заключена в некую информативную рамку, которая может служить контекстом для формирования истории бренда. Все капли связаны со своим источником, который словно «заключает их в свои объятия», оберегая со всех сторон как наивысшую драгоценность. А каковы смыслы! Допустим, одна – из тех капель, что капают в глаза от аллергии или сухости при ношении контактных линз. А другая выглядит как капля апельсинового сока. И вы решаете — собирается ли эта капля погасить или, напротив, разжечь пламя. Будьте готовы к любой реакции, как только сработает гравитация и каждая из этих капель вырвется на свободу.
Символизм этого тренда в том, что дизайнер берёт реальный образ и приводит его к репрезентативной простоте.
Попытка изобразить хитросплетения корней дерева действительно сложная задача. Вероятно поэтому большинство дизайнеров идут лёгким путём и просто переворачивают дерево вверх ногами. Кропотливая работа с изображением природного формообразования корней, вен и капилляров или, не дай Бог, схем цифровых структур может свести дизайнера с ума. Сравнивая последовательности Фибоначчи, фракталы и волокнистую тектонику мы видим, что у природы всегда есть план. И именно здесь дизайнеры начинают «взламывать» этот символический код.
Два из этих логотипов созданы по принципу равномерного баланса внутри ограниченного поля, который можно назвать высокоорганизованным хаосом. Дизайнеры явно использовали чётко вымеренную сетку для изображения природных элементов внутри эмблемы логотипа. Эти знаки демонстрируют постоянство углов, интервалов, а также равномерное распределение пустот в поле рисунка. С другой стороны, логотипы изображающие буквы C и R проявляют не менее чёткий ритм, но избегают шаблонного дизайнерского подхода к созданию декоративных природных элементов внутри силуэта буквы.
У нас есть для вас классные идеи. Отправьте заявку и мы перезвоним.
В 1820 году мир был наводнён шрифтами в стиле Didot и Bodon с толстыми вертикальными и тонкими горизонтальными линиями.
Считалось, что именно таким должен быть шрифт! Когда же мастер литейного завода Уильяма Каслона создал пародийный шрифт под названием Italian (в котором изменил графические приёмы на противоположные), в мире типографики случился хаос. Густо налитые, словно полотнища флагов, горизонтали на тонких древках вертикалей — по тем временам подобный шрифт был равносилен ереси. Но, когда он начал пользоваться стабильным незаконным спросом, в основном в качестве плакатного шрифта, другие производители поспешили создать свои собственные версии-аналоги. В одном известном журнале их назвали «типографскими чудовищами». Внимание, сейчас будет спойлер: монстры ЖИВЫ и процветают!
Всего-то новый шрифт! Но это перераспределение веса в начертании букв превратило его в нечто большее — в бунт против привычного академизма, общественной морали, в запретный плод и атрибут гедонизма. Не отводите взгляд! Встречайте шрифты, возродившиеся из архивов фанатами графики 60‑х и 70‑х годов прошлого века. Эти чудики точно найдут свою нишу!
Спустя пять лет после того, как лавина спартанских шрифтовых логотипов без засечек уничтожила целые поколения доминирующей доселе айдентики, брендмэйкеры до сих пор в ужасе, так как поток спроса на брусковую стилистику всё ещё не утих.
Те, кто вовремя «поймал волну», смогли добиться потрясающих визуальных эффектов в разработке фирменных знаков бренда. Однако не обошлось и без жертв «синдрома упущенной выгоды». Это были те, кто пытался слепо следовать моде в области типографики, создавая логотипы, которые на фоне массового тренда только обезличивали компании.
Хорошо это или плохо, но коллекция шрифтовых логотипов текущего года по-прежнему изобилует решениями без засечек — для многих компаний, не склонных к экспериментам в области фирменного стиля, это вариант безопасной «зоны комфорта». Единственное, на что они смогли осмелиться — это придать начертанию некий эффект спонтанности, частично стилизуя его под варианты рукописного начертания. Либо добавив причудливости одной из букв.
Обратите внимание на логотипы Angi, Upwork и Tailwind, которые полны решимости продемонстрировать свободу духа или какие-то личностные качества за счёт добавления в шрифт плавной линии единой толщины. Все они выглядят прекрасно, но являются лишь верхушкой айсберга из множества логотипов, в которых один «закрученный» элемент служит этаким флагманом для рядового набора букв. Тем не менее, в этом году некоторые из этих линейных символов с открытой спиралью отпочковались в отдельный тренд. Там оказались и монограммы в сочетании с прямыми шрифтами, и варианты с будто бы нарочито случайным сборищем непослушных причудливых букв, как в логотипе для лагеря CAMP.
Это красивый, но иногда неловкий танец, в котором сочетается все: логотип, словесный знак и символ.
Они нераздельны, как в партнёрстве — общаются и поддерживают друг друга. Иногда графема позволяет символу исчезнуть как самостоятельному объекту. В этом сезоне, помимо вышеперечисленных условностей, словесные знаки (графемы) при каждой возможности огибают символы. И это не столько значок, ограниченный шрифтом, сколько арка из букв — как наброшенный на предмет плед, без какого-либо экстраординарного кернинга или утончённости.
Конфигурация арки имеет ряд итераций и оставляет впечатление галереи или портала. Возможно, это окно в душу бренда или миссию клиента. У некоторых знаков есть подложка-фон, напоминающая щит: пример тому — логотип ARCHWELL. Те же, у кого таковой нет, относительно монохромны, чтобы на фоне любого цвета и оттенка выглядеть цельным символом. Эти логотипы смотрятся более современно, хоть и воспринимаются как некий тайный шифр или знаковый код сродни геральдике.
Не углубляясь в истоки художественного стиля арт-нуво или связанных с ним родственных движений, давайте просто признаем, что тренд вернулся с удвоенной силой.
Это течение доминировало в творчестве целого поколения в начале прошлого века, а после вернулось на пьедестал в 60‑х годах — как отражение модной в то время контркультуры психоделики. Его характерными чертами является использование в логотипе бренда «органических» линий с переменной толщиной, которые словно живые взлетают, распрямляются и с изяществом возвращаются в исходное положение.
Будто пьяные по форме буквы, картуши и иллюстрации — известный пример графической эстетики этого движения. Дань уважения природе и разнообразным формам жизни — как флоре, так и фауне — остаётся основой этого стиля независимо от эпохи. А вот присущая ему ранее безумная кислотная цветовая палитра сегодня обесцвечивается и позволяет выразить стиль посредством одной лишь графики. Нынешнее поколение остаётся верным природной эстетике при общей визуальной сдержанности.
У потребителей всегда есть первое впечатление от логотипа. По нему можно понять, пришлась ли работа дизайнера клиенту по душе. Данный мотив часто становится ведущим для дизайнера — что, в общем-то, хорошо для обеих сторон. Заботиться о том, чтобы дизайн был уместным или аутентичным – это здорово. Вышеназванный тренд полностью связан с ручной графикой и с её несовершенствами, потому что, откровенно говоря, люди несовершенны. И в данном случае в этом и состоит главный привлекающий — и продающий — аргумент. Однако бенефит ручной работы сильно зависит от предмета. Например, самодельные стеклоочистители или бензопилы ручной работы не так уж и востребованы, правда? А если лепёшка ручной работы не ИДЕАЛЬНО круглая — это только плюс в пользу продажи!
За последние несколько лет произошёл бум количества нарисованных от руки логотипов в стиле наивной эстетики. Это очень специфический стиль, и не каждой компании он подойдёт. Данный же тренд заключается не в стиле рисования логотипов, а в использовании ограниченного поля и нарисованных вручную точек для создания тона фона в логотипе. Частью их очарования является то, что они имитируют полутона, но сами не являются по цвету таковыми. Вместо этого каждый мазок, каждая точка намеренно смещается вручную, чтобы имитировать светотень. И если уж быть совсем честными, то в логотипе, нарисованном от руки, должны ли быть все точки одинаковыми? Ответ очевиден. Эти несовершенства дают потребителю ощущение заботы, одухотворённости бренда — понимания, что за каждым фирменным изображением стоит человек, которому он, потребитель его товара или услуги, не безразличен.
Эти два слова мгновенно втянут меня в историю… — «непредвиденные последствия».
В некотором смысле эта фраза сама по себе является отдельной историей. Чем обернётся она для главного героя — не понятно, одно точно можно сказать: что в конце кто-то покачает головой, оценивая исход. Дизайнеры увлеклись типографским артефактом, который предназначен для корректного наложения чернил при печати. В качестве превентивной меры карманы отрицательного пространства – компенсаторы, называемые ещё «ловушками для чернил», встраивались в промежутки миниатюрных буквенных форм, что позволяло чернилам распространяться или накапливаться в нужных местах. Умный и эффективный способ, хотя и пережиток другой эпохи.
Например, шрифт Bell Centennial был разработан для печати крошечного текста в пять пунктов в телефонных книгах на самом дешёвом и пористом материале из существующих. В те времена это работало как волшебство. Но сейчас дизайнеры начали увеличивать этот и другие чернильные шрифты в цифровом формате, выходя за рамки функциональной необходимости. Дизайнеры фирменных стилей данного тренда влюбились в эти пещеристые глубокие формы, которые раньше были слишком микроскопическими для восприятия человеческим зрением. Логотипы в рамках этого тренда, как правило, создаются с использованием новых буквенных форм, включающих ловушки, вставленные сверх всякой причины. Это повторное открытие артефакта возродило новую техническую эстетику и привлекательную аномалию — интересное последствие, придающее новый шарм ловушкам, которые актуальны дольше, чем когда-либо предполагалось.
У нас есть для вас нужная информация. Отправьте заявку и мы перезвоним.
Дизайн, который обычно имел один или несколько концентрических радиусных поворотов, принимает вид, который мы назовём «Сжатие». Это то, что может произойти при сгибании куска медной трубки: слишком большое давление — и вся конструкция сжимается, вместо того, чтобы принять форму изящного изгиба. Но если посмотреть на эту трубу глазами не сантехника, а дизайнера, то впору будет восхититься. Посмотрите на согласованность внутренних закруглённых углов! То, как внешняя сторона рухнула, создав повторяющиеся углы в 45 градусов, которые с другой стороны всё ещё имеют закругление в местах изгиба, чтобы сохранить эффект облегчения. При концентрическом применении он создаёт серию привлекательных треугольных пустот, которые создают ритм положительного и отрицательного пространств.
Буква K в буквенной форме словесного знака KION ловко демонстрирует, что шрифт здесь тоже не чужой. Ослабленная резкость углов показывает двойственность, которая является технической, но доступной, и представляет долгожданное отклонение от монотонного решения типографики.
Интерес к тренду «логотип-фейверк», который уже был в предыдущих отчётах, продолжает лихорадочно расти и, что более важно, развиваться!
Всплески энергии и света вдохновляют и привлекают внимание. И на сегодняшний день они стали ещё более объёмны, чем когда-либо. Традиционные круглые конфигурации хотя и популярны, но вскоре могут поблекнуть в сравнении с другими формами. Метод добавления переменного шага к толщине линии придаёт этим логотипам иллюзию многослойности и прозрачности. Именно эта техника объясняет богатство и оригинальную форму логотипа Lily Pad.
Характер этих сияющих линейных знаков тесно привязывает логотип компании к цвету поля, на котором он размещается. Часто, для достижения оптимального эффекта свечения, их размещают на более тёмном контрастном фоне. В зависимости от вашего угла зрения и хитрых дизайнерских приёмов эти логотипы демонстрируют сдвиг или увеличение импульса — чего угодно: успеха, скорости, времени, ясности — или любого другого улучшения, которое было необходимо выразить с помощью дизайна. Наконец, взгляните на хрустальный шар Pragmatika, и на то, насколько их логотип умело ломает форму, исследуя триаду точек схода.
Просматривая логотипы в процессе создания этого отчёта, мы заметили настоящий лес плотно прилегающих шрифтовых знаков похожих на секвойю, созданных из шрифтов настолько высоких и тяжёлых, что их было бы трудно уместить на презентационной странице.
Они, и правда, повсюду. И вы можете заметить, что они представляют собой полную противоположность простым шрифтам без засечек типа «не обращай на меня внимания», столь вездесущим в сфере айдентики в течение последних нескольких лет. Однако не это тренд, который вошёл в наш отчёт. История эта намного объёмнее. Она о том, насколько ПЛОТНЫМИ могут быть те же самые типографские элементы, не ограниченные только буквенными формами. Если бы эти логотипы были вентиляционными сетками, мы бы задохнулись до того, как завершили этот отчёт.
Сосредоточьтесь на больших блоках графической массы с редкими промежутками, в которые пролезет лишь зубная нить. Некоторые из них могут восходить к шрифту Baby Teeth Милтона Глейзера или сплошному шрифту с плакатов времён хиппи. Многие из них напоминают головоломки, где элементы компактно упакованы вместе, как в хорошо сыгранной игре тетрис. Какими бы новыми и привлекательными не были бы эти логотипы, при уменьшении масштаба возникнут проблемы с разборчивостью текста. Эта тенденция передаёт новизну, смелость и отличное чувство пространственного планирования.
Теперь можно дышать.
В каждом годовом отчёте кристаллизуется определённая форма, на которой дизайнеры фокусируются как на фундаментальном строительном блоке сезона.
Этот отчёт – исключение. Он раскрывает не одну, а ДВЕ формы. Во-первых, это простая форма, созданная на пересечении пары эквивалентных кругов, по принципу диаграммы Венна. Вспомните логотип компании Mastercard. Поскольку официальные названия этой формы довольно условны, мы будем называть её – миндаль. Кстати, этот органический знак не раз играл в изображениях логотипов компаний роль листьев, глаз, лимонов, лаймов, рыбок, перьев, лепестков, семян и множества других природных элементов.
История здесь не про новизну формы, а про изобилие, с которым этот приём внедрился в визуальный язык айдентики за последний год. Безусловно, расширенный интерес ко всему органическому или доброжелательному к окружающей среде гарантировал форме в широких массах как минимум благосклонное принятие. Миндаль может играть как минимальную, так и ведущую роль в знаке, а может быть задействован в качестве паттерна — в зависимости от основной идеи. Символически пересечение двух кругов представляет Восток и Запад, дух и материю, небо и землю, целостность и исцеление. Неудивительно, что этот тренд снискал такую популярность.
Как дизайнеры мы всегда должны быть готовы упаковать большой багаж символов в логотип. Один из любимых способов повысить концептуальный вес знака компании, не выходя за пределы контура — рассматривать поверхность логотипа как игровое поле.
Именно это мы наблюдаем в нынешнем году с растительными мотивами. Использование изображения флоры лишь на поверхности или в качестве украшения, а не в виде самого растения, наполняет логотип компании вторичным концептуальным смыслом. Так что кованая решётка в форме геральдической лилии, сохраняя свои ассоциации со всем французским или королевским, может быть символом роста или природы.
Вся растительная по форме графика, символически связана не только с природой, в ней может быть много других скрытых смыслов. Растительный символизм — богатейший в своей вариативности. Голубь мира нёс именно оливковую ветвь. Терновый венец символизирует страдание и божественную любовь. А венец из лавровых листьев — триумф и победу.
Позвольте начать этот последний параграф об актуальных трендах с извинений перед всеми, кто вырос в доме, где макароны любого типа, формы и консистенции относятся к пасте в широком смысле этого слова.
Как это не удивительно, этой форме не дано геометрического названия. Тем не менее, форма напоминающая макароны в конфигурации полукруга или четверти круга в этом году встречается в таком количестве логотипов, что можно бесплатно накормить небольшую нацию. И да, это вторая форма года, упомянутая в тренде №13 «Миндаль».
Дизайнеры видят этот тренд с довольно необычной точки зрения. Они подчёркивают размерность этой формы, её трубчатость, квадратность и экструдированность, складчатость, отливку с градиентом, и, в редких случаях, дополняют томатной маринарой. В качестве строительных блоков макароны оказались и ожидаемыми, и неожиданными одновременно. Такая форма хорошо подходит для передачи основного месседжа компании: она настолько же эстетична, насколько может быть использована и в игровых приёмах. Этот гибкий во всех смыслах элемент, благодаря своей простой геометрии, способен из малых частей собрать целое, в лаконичной форме представить сложное. Не удивительно, если большинство этих дизайнеров творческое озарение настигло в момент, когда они помогали своим детям делать поделки из макарон.
Отправьте заявку, мы перезвоним и познакомимся с вами лично.
Более подробно о трендах и размышлениях о них основателя ресурса Билла Гардена всегда можно ознакомиться на сайте LogoLounge.Com.